В наше время существует огромное разнообразие упаковок, которые ежедневно используются в различных областях нашего повседневного быта. В связи с этим большое количество предприятий специализируется на разработке и производстве упаковочной продукции. Зачастую первичной разработкой дизайна упаковки занимаются люди, далекие от реалий производственного процесса, что приводит к недопониманию между дизайнерами и производителями. Хотелось бы коротко рассмотреть важные моменты, на которые надо обращать внимание при создании дизайна упаковки, во избежание возможных конфликтов.
Не надо забывать о том, что одним из основных моментов при создании дизайна является возможность его точного воспроизведения в больших тиражах. Т.е. дизайн ДОЛЖЕН быть разработан с учетом особенностей производственного (в том числе печатного) процесса. Что подразумевается под этим?
Во-первых, вид печати, которым будет выполняться данный заказ. Во-вторых, тип запечатываемого материала. В-третьих, тип используемых красок. И, наконец, дизайн должен учитывать особенности продукта, который будет упаковываться и соответственно, особенности данной упаковки.
Разумеется, дизайнер не может углубляться во все эти моменты, у него есть своя работа. Поэтому лучшим рецептом можно считать работу «в соавторстве» с технологом печатного предприятия, который как раз знает все эти вопросы не понаслышке. Однако некий минимум знаний о производстве упаковки, тем не менее, необходим для дизайнеров, решивших заняться этой интересной отраслью.
Итак, нам надо рассмотреть основные виды печати, виды запечатываемых материалов, краски и виды упаковки. В результате мы попробуем на основе этого вывести некие принципы и отметить памятки, полезные в работе.
ВИДЫ ПЕЧАТИ:
Флексография
– метод печати, получивший большое распространение в производстве упаковки благодаря простоте, дешевизне и относительной простоте производства форм и высокому качеству готовой продукции. Это подвид высокой печати, в котором краска передается с формы на запечатываемый материал через специальный анилоксовый вал, с помощью которого корректируется количество передаваемой краски. Особенности этого метода, которые полезно знать при разработке дизайна:
- при этом методе печати благодаря механическим особенностям машин на запечатываемый материал переносится очень небольшое количество краски. Поэтому в отличие от, например, глубокой печати, на флексографской машине тяжело добиться высокой насыщенности цвета при растровой печати с высокой линеатурой (если не используются ультрафиолетовые краски). Особенно сильно маленький краскоперенос и ярко выраженная растрированность элементов флексографской печати заметны при использовании в дизайне металлизированных красок (золото, серебро, бронза). При использовании этих цветов в дизайне необходимо предварительно обсудить с технологами печатного предприятия линеатуру форм и анилоксовых валов и конечный краскоперенос красочной системы. При недостаточном краскопереносе весь эффект использования металликов – блеск, пропадет и заказчик останется недоволен. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются при использовании в качестве элементов дизайна изображений различных медалей и наград, присвоенных продукту и его производителю. Обычно эти элементы являются небольшими по размерам , и качественно отпечатать такой элемент металлизированной краской бывает затруднительно. Одной из альтернатив использования металлизированных красок при производстве упаковки является следующий прием: очень часто упаковка создается из ламинированного материала (склеенные между собой два вида пленки), при этом в качестве одного материала используют прозрачную пленку, а в качестве второго материала – металлизированную пленку. Помимо увеличения общей газопроницаемости упаковки, металлизированная пленка способна дать очевидный дизайнерский эффект. Поскольку печать производится по прозрачной пленке и поскольку большинство используемых в производстве упаковки красок являются оптически прозрачными, можно с помощью этого изобразить любой металлический оттенок. Т.е. на прозрачной пленке элемент, который в итоге должен блестеть запечатывается обычной краской нужного цветового оттенка без белой подложки (для золота – желтый, для бронзы – зелено-коричневый, для серебра – оставляем элемент пробельным и т.д.). После склеивания двух пленок наш элемент получается блестящим из-за блеска металлизированной части ламината. При этом изображение можно сделать ярким и контрастным, оттеняя черным детали элемента и при печати он получится аккуратным.
- особенности изготовления печатных форм также накладывают определенные ограничения – в этом методе печати сложно изготовить и правильно отпечатать такие печатные элементы, как одиноко стоящие мелкие растровые элементы, очень тонкие линии и т.д. так как формы для этого вида печати изготавливают из мягкого фотополимерного материала, который ощутимо деформируется при печати и легко повреждается при неправильном хранении.
- учитывая низкий краскоперенос флексографской печати особенно внимательно нужно относится к работам, которые будут печатать на немелованной бумаге. Такая бумага обладает повышенной впитываемостью , в итоге и без того небольшой слой краски минимум на 20-30% будет «проваливаться» в бумагу. Соответственно насыщенность цвета упадет на эти же проценты. Нежные пастельные тона и тонкие переходы скорее всего не удастся отпечатать в первоначальном виде.
- очень распространенной стала печать флексографским способом ультрафиолетовыми красками и лаками. Основное отличие – повышенная яркость этих красок , т.е. здесь снимаются основные ограничения флексографии. Чаще всего такими красками на таких машинах печатают элитную этикетку. В этом виде упаковки существует множество дизайнерских приемов, о которых мы постараемся написать отдельно ввиду большого количества информации. Однако здесь хотелось бы отметить, что печать УФ красками - сложное и дорогое занятие, поэтому лучше всего создавать дизайн в соавторстве с технологом по печати.
Глубокая печать
– классический метод, используемый много лет. Распространен для печати элитной журнальной продукции и для высокотиражного производства упаковки рулонным методом. Благодаря особенностям печати характеризуется высокой (иногда чересчур) насыщенностью цветов, точным воспроизведением мелких печатных элементов. В отличие от флексографии в глубокой печати приладка (процесс правильного совмещения всех печатных элементов) проходит не автоматически, а «на ходу», во время работы печатной машины. Соответственно, в течение печати тиража происходит постоянное «подрегулирование» печатных секций относительно друг друга для точного совмещения печатных элементов. В результате, совмещение очень мелких элементов или совмещение большого количества цветов на одном печатном элементе является проблематичным для точного высокотиражного воспроизведения. Т.о. сложные цвета лучше выносить в отдельную форму и воспроизводить с помощью пантона, а не получать совмещением триадных цветов. Также мелкие печатные элементы и их воспроизведение лучше заранее обговаривать с технологами по печати.
Особенности запечатываемых материалов.
В последнее время в упаковочной промышленности стали использовать большое количество разнообразных материалов. Зачастую многие из них имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработке дизайна.
Сначала рассмотрим классические упаковочные материалы:
- Бумага. Основные характеристики бумаги, влияющие на вид упаковки, это впитываемость, белизна и гладкость поверхности. Все эти характеристики желательно учитывать при создании дизайна. Т.е. на сильновпитывающих бумагах краска будет сильно проваливаться и выглядеть бледнее, на желтых и бурых бумагах цвет красок будет приобретать дополнительные оттенки или некоторые цвета будут пропадать и теряться на желтом фоне, на бумагах с грубой и неровной поверхностью будут плохо пропечатываться мелкие элементы.
- Полимерные пленки. Отличительные особенности: пленки – это практически полностью невпитывающие материалы, чаще всего полимерные пленки являются прозрачными, т.е. для корректного изображения цветов необходимо запечатывать белую подложку под все остальные цвета, т.к. как мы уже говорили, большинство красок являются оптически прозрачными. Соответственно при создании дизайна и его дальнейшем цветоделении надо понимать, что одна печатная секция всегда будет занята белым цветом для подложки. Однако бывают и непрозрачные или частично прозрачные пленки. Так, полиэтилен является мутноватым, а вспененный или чаще называемый перламутровым полипропилен является непрозрачным, белым с ощутимым перламутровым эффектом. Следовательно, дизайнеру недостаточно узнать, что работа будет выполняться на полимерной пленке, а необходимо уточнить, на какой именно пленке и как она выглядит, чтобы точно представлять визуальный эффект дизайна готовой упаковки.
- Металлизированные материалы. Это могут быть и кашированная бумага (т.е. бумага с нанесенным на одну сторону тонким слоем алюминиевой фольги) и металлизированные пленки (на одну из сторон пленки также наносится тонкий слой алюминия). Надо помнить, что для таких материалов часто нужно применять специальный лак-праймер, т.е. нужно консультироваться с технологом по поводу количества печатных секций, остающихся для красок в дизайне.
- Гофрокартон. Материал отличается во-первых, грубой, неровной, сильно впитывающей поверхностью, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев, гофрокартон имеет бурый или желтый цвет. Соответсвенно, как мы говорили в разделе ранее, необходимо учитывать эти особенности при создании дизайна.
Особенности используемых красок.
- Спирторастворимые краски. Наиболее часто используются в производстве упаковки, применимы для глубокой печати и флексографии, используются для всех видов запечатываемых материалов кроме гофрокартона. Отличаются яркостью, простотой применения и дешевизной, но при этом возможно присутствие остаточного растворителя и, как следствие, специфического запаха в готовой продукции.
- Водорастворимые краски. В отличие от спирторастворимых красок, стоят дороже, менее яркие. При этом, более экологичные и не имеют запаха в готовой продукции. Применимы для флексографии и для всех видов запечатываемых материалов.
- Ультрафиолетовые краски. Самые яркие и самые дорогие, при этом самые капризные. Применимы только для флексографии, для всех видов материалов кроме гофрокартона.
Все краски, тем не менее, состоят из одного и того же набора компонентов, основным из которых является пигмент, дающий непосредственно цвет краски. Именно этот компонент обычно является самым критичным для свойств краски. Т.е. стойкость краски к внешним воздействиям зависит от этого компонента и, к сожалению, даже это иногда нужно иметь ввиду дизайнеру. Самый распространенный пример этого – упаковка для молочной продукции (молоко, кефир, творожки и т.д.) Все эти продукты содержат в себе молочную кислоту, а пигменты в красках имеют разную кислотоустойчивость. Минимальную устойчивость к кислоте имеют рубиновые и фиолетовые оттенки. При этом эти же оттенки (Rubine Red, Reflex Blue, Blue 072) являются одними из самых популярных пантонов для плашечных работ. В итоге, при упаковке молочных продуктов заказчик сталкивается с тем, что краски начинают «течь» от случайного попадания молока или кефира на упаковку. Основной вывод – при создании дизайна упаковки в идеале надо учитывать особенности упаковываемого продукта, применяемых красок и запечатываемых материалов. Чаще всего, всю эту информацию можно получить на предприятии, которое будет печатать заказ.
Не надо забывать о том, что одним из основных моментов при создании дизайна является возможность его точного воспроизведения в больших тиражах. Т.е. дизайн ДОЛЖЕН быть разработан с учетом особенностей производственного (в том числе печатного) процесса. Что подразумевается под этим?
Во-первых, вид печати, которым будет выполняться данный заказ. Во-вторых, тип запечатываемого материала. В-третьих, тип используемых красок. И, наконец, дизайн должен учитывать особенности продукта, который будет упаковываться и соответственно, особенности данной упаковки.
Разумеется, дизайнер не может углубляться во все эти моменты, у него есть своя работа. Поэтому лучшим рецептом можно считать работу «в соавторстве» с технологом печатного предприятия, который как раз знает все эти вопросы не понаслышке. Однако некий минимум знаний о производстве упаковки, тем не менее, необходим для дизайнеров, решивших заняться этой интересной отраслью.
Итак, нам надо рассмотреть основные виды печати, виды запечатываемых материалов, краски и виды упаковки. В результате мы попробуем на основе этого вывести некие принципы и отметить памятки, полезные в работе.
ВИДЫ ПЕЧАТИ:
Флексография
– метод печати, получивший большое распространение в производстве упаковки благодаря простоте, дешевизне и относительной простоте производства форм и высокому качеству готовой продукции. Это подвид высокой печати, в котором краска передается с формы на запечатываемый материал через специальный анилоксовый вал, с помощью которого корректируется количество передаваемой краски. Особенности этого метода, которые полезно знать при разработке дизайна:
- при этом методе печати благодаря механическим особенностям машин на запечатываемый материал переносится очень небольшое количество краски. Поэтому в отличие от, например, глубокой печати, на флексографской машине тяжело добиться высокой насыщенности цвета при растровой печати с высокой линеатурой (если не используются ультрафиолетовые краски). Особенно сильно маленький краскоперенос и ярко выраженная растрированность элементов флексографской печати заметны при использовании в дизайне металлизированных красок (золото, серебро, бронза). При использовании этих цветов в дизайне необходимо предварительно обсудить с технологами печатного предприятия линеатуру форм и анилоксовых валов и конечный краскоперенос красочной системы. При недостаточном краскопереносе весь эффект использования металликов – блеск, пропадет и заказчик останется недоволен. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются при использовании в качестве элементов дизайна изображений различных медалей и наград, присвоенных продукту и его производителю. Обычно эти элементы являются небольшими по размерам , и качественно отпечатать такой элемент металлизированной краской бывает затруднительно. Одной из альтернатив использования металлизированных красок при производстве упаковки является следующий прием: очень часто упаковка создается из ламинированного материала (склеенные между собой два вида пленки), при этом в качестве одного материала используют прозрачную пленку, а в качестве второго материала – металлизированную пленку. Помимо увеличения общей газопроницаемости упаковки, металлизированная пленка способна дать очевидный дизайнерский эффект. Поскольку печать производится по прозрачной пленке и поскольку большинство используемых в производстве упаковки красок являются оптически прозрачными, можно с помощью этого изобразить любой металлический оттенок. Т.е. на прозрачной пленке элемент, который в итоге должен блестеть запечатывается обычной краской нужного цветового оттенка без белой подложки (для золота – желтый, для бронзы – зелено-коричневый, для серебра – оставляем элемент пробельным и т.д.). После склеивания двух пленок наш элемент получается блестящим из-за блеска металлизированной части ламината. При этом изображение можно сделать ярким и контрастным, оттеняя черным детали элемента и при печати он получится аккуратным.
- особенности изготовления печатных форм также накладывают определенные ограничения – в этом методе печати сложно изготовить и правильно отпечатать такие печатные элементы, как одиноко стоящие мелкие растровые элементы, очень тонкие линии и т.д. так как формы для этого вида печати изготавливают из мягкого фотополимерного материала, который ощутимо деформируется при печати и легко повреждается при неправильном хранении.
- учитывая низкий краскоперенос флексографской печати особенно внимательно нужно относится к работам, которые будут печатать на немелованной бумаге. Такая бумага обладает повышенной впитываемостью , в итоге и без того небольшой слой краски минимум на 20-30% будет «проваливаться» в бумагу. Соответственно насыщенность цвета упадет на эти же проценты. Нежные пастельные тона и тонкие переходы скорее всего не удастся отпечатать в первоначальном виде.
- очень распространенной стала печать флексографским способом ультрафиолетовыми красками и лаками. Основное отличие – повышенная яркость этих красок , т.е. здесь снимаются основные ограничения флексографии. Чаще всего такими красками на таких машинах печатают элитную этикетку. В этом виде упаковки существует множество дизайнерских приемов, о которых мы постараемся написать отдельно ввиду большого количества информации. Однако здесь хотелось бы отметить, что печать УФ красками - сложное и дорогое занятие, поэтому лучше всего создавать дизайн в соавторстве с технологом по печати.
Глубокая печать
– классический метод, используемый много лет. Распространен для печати элитной журнальной продукции и для высокотиражного производства упаковки рулонным методом. Благодаря особенностям печати характеризуется высокой (иногда чересчур) насыщенностью цветов, точным воспроизведением мелких печатных элементов. В отличие от флексографии в глубокой печати приладка (процесс правильного совмещения всех печатных элементов) проходит не автоматически, а «на ходу», во время работы печатной машины. Соответственно, в течение печати тиража происходит постоянное «подрегулирование» печатных секций относительно друг друга для точного совмещения печатных элементов. В результате, совмещение очень мелких элементов или совмещение большого количества цветов на одном печатном элементе является проблематичным для точного высокотиражного воспроизведения. Т.о. сложные цвета лучше выносить в отдельную форму и воспроизводить с помощью пантона, а не получать совмещением триадных цветов. Также мелкие печатные элементы и их воспроизведение лучше заранее обговаривать с технологами по печати.
Особенности запечатываемых материалов.
В последнее время в упаковочной промышленности стали использовать большое количество разнообразных материалов. Зачастую многие из них имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработке дизайна.
Сначала рассмотрим классические упаковочные материалы:
- Бумага. Основные характеристики бумаги, влияющие на вид упаковки, это впитываемость, белизна и гладкость поверхности. Все эти характеристики желательно учитывать при создании дизайна. Т.е. на сильновпитывающих бумагах краска будет сильно проваливаться и выглядеть бледнее, на желтых и бурых бумагах цвет красок будет приобретать дополнительные оттенки или некоторые цвета будут пропадать и теряться на желтом фоне, на бумагах с грубой и неровной поверхностью будут плохо пропечатываться мелкие элементы.
- Полимерные пленки. Отличительные особенности: пленки – это практически полностью невпитывающие материалы, чаще всего полимерные пленки являются прозрачными, т.е. для корректного изображения цветов необходимо запечатывать белую подложку под все остальные цвета, т.к. как мы уже говорили, большинство красок являются оптически прозрачными. Соответственно при создании дизайна и его дальнейшем цветоделении надо понимать, что одна печатная секция всегда будет занята белым цветом для подложки. Однако бывают и непрозрачные или частично прозрачные пленки. Так, полиэтилен является мутноватым, а вспененный или чаще называемый перламутровым полипропилен является непрозрачным, белым с ощутимым перламутровым эффектом. Следовательно, дизайнеру недостаточно узнать, что работа будет выполняться на полимерной пленке, а необходимо уточнить, на какой именно пленке и как она выглядит, чтобы точно представлять визуальный эффект дизайна готовой упаковки.
- Металлизированные материалы. Это могут быть и кашированная бумага (т.е. бумага с нанесенным на одну сторону тонким слоем алюминиевой фольги) и металлизированные пленки (на одну из сторон пленки также наносится тонкий слой алюминия). Надо помнить, что для таких материалов часто нужно применять специальный лак-праймер, т.е. нужно консультироваться с технологом по поводу количества печатных секций, остающихся для красок в дизайне.
- Гофрокартон. Материал отличается во-первых, грубой, неровной, сильно впитывающей поверхностью, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев, гофрокартон имеет бурый или желтый цвет. Соответсвенно, как мы говорили в разделе ранее, необходимо учитывать эти особенности при создании дизайна.
Особенности используемых красок.
- Спирторастворимые краски. Наиболее часто используются в производстве упаковки, применимы для глубокой печати и флексографии, используются для всех видов запечатываемых материалов кроме гофрокартона. Отличаются яркостью, простотой применения и дешевизной, но при этом возможно присутствие остаточного растворителя и, как следствие, специфического запаха в готовой продукции.
- Водорастворимые краски. В отличие от спирторастворимых красок, стоят дороже, менее яркие. При этом, более экологичные и не имеют запаха в готовой продукции. Применимы для флексографии и для всех видов запечатываемых материалов.
- Ультрафиолетовые краски. Самые яркие и самые дорогие, при этом самые капризные. Применимы только для флексографии, для всех видов материалов кроме гофрокартона.
Все краски, тем не менее, состоят из одного и того же набора компонентов, основным из которых является пигмент, дающий непосредственно цвет краски. Именно этот компонент обычно является самым критичным для свойств краски. Т.е. стойкость краски к внешним воздействиям зависит от этого компонента и, к сожалению, даже это иногда нужно иметь ввиду дизайнеру. Самый распространенный пример этого – упаковка для молочной продукции (молоко, кефир, творожки и т.д.) Все эти продукты содержат в себе молочную кислоту, а пигменты в красках имеют разную кислотоустойчивость. Минимальную устойчивость к кислоте имеют рубиновые и фиолетовые оттенки. При этом эти же оттенки (Rubine Red, Reflex Blue, Blue 072) являются одними из самых популярных пантонов для плашечных работ. В итоге, при упаковке молочных продуктов заказчик сталкивается с тем, что краски начинают «течь» от случайного попадания молока или кефира на упаковку. Основной вывод – при создании дизайна упаковки в идеале надо учитывать особенности упаковываемого продукта, применяемых красок и запечатываемых материалов. Чаще всего, всю эту информацию можно получить на предприятии, которое будет печатать заказ.
текст | Алла Булина
http://forum.designer.kz/index.php/topic/4364-chto-nuzhno-znat-dizaineru-pri-sozdanii-upakovk/
Комментариев нет:
Отправить комментарий